Новостные рубрики

Фомин-Нилов: В борьбе за бюджетные места в российских вузах у белорусских студентов есть преимущество

10:00, 24 февраля

Фото Евгения ВЛАДИМИРОВА

Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук выступил перед участниками Российско-белорусской экспертной сессии и раскрыл некоторые секреты российской системы высшего образования.

В рамках Российско-белорусской молодежной экспертной сессии, которая прошла в середине февраля, студенты из Беларуси и России участвовали в так называемой ярмарке образования. Представители ведущих российских университетов рассказывали о преимуществах образования в России.

Одним из выступивших стал ректор Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) Денис Фомил-Нилов. Он исчерпывающе рассказал о возможностях российского образования для белоруссов и даже раскрыл несколько секретов, которые точно будут полезны абитуриентам.

- Я хоть и являюсь апологетом цифровой культуры, но буду выступать в формате «олд скул», - начал свое выступление Денис Фомин-Нилов. - Наш университет работает на базе научно-исследовательских институтов Российской академии наук. Наши студенты сразу бросаются в недра научно-исследовательского процесса. Занимаясь по той же программе, что и все остальные, они имеют возможность знакомиться с учеными, участвовать в конференциях, круглых столах и так далее. С самого начала концепция была такая? Что мы готовили молодых ученых для исследовательских институтов РАН. Сейчас, правда, последние лет шесть, мы понимаем, что это слишком узкий сегмент. Потому что учеными становится менее полпроцента населения. Поэтому мы несколько расширили целеполагание, мы готовим молодых ученых, а также молодых экспертов, аналитиков социогуманитарной проблематики достаточно широкого спектра. Это уже где-то 3-4 процента населения в мире.

Но я хотел бы сейчас практически поговорить, не с точки зрения сорокалетнего человека, который уже 20 лет работает в сфере академической науки и высшего образования, а постараюсь выступить с точки зрения студента, потенциального абитуриента аспирантуры. Как с точки зрения студента из России, так и с точки зрения молодого человека из Беларуси.

Итак, известно, что у нас Союзное государство. И ухмылки про стоимость нефти и газа — дело пустое, Потому как на самом деле нефть и газ — это дело десятое. По факту у нас общее историко-культурное и научно-образовательное пространство. То есть гражданин республики Беларусь как в бакалавриат, так и в магистратуру. Но в бакалавриате все-таки есть проблемы с Единым госэкзаменом, Центральным тестированием и так далее. А вот поступить в магистратуру проблем нет. Причем можно претендовать на бюджетные места.

У нас в университете всего полторы тысячи студентов. В магистратуре учится около 150 человек — только 10 процентов. И в магистратуре учится несколько граждан Беларуси, они учатся на бюджетных местах совершенно спокойно. И вы должны понимать, что это опция открывается в вузах России примерно с конца июня. В это время можно подать документы, приложить диплом и совершенно спокойно поступать любого российского вуза.

А дальше — дело техники. В России около 800 высших учебных заведений, из которых большая часть — около 500 — это государственные вузы. А среди них бюджетные места в магистратуре примерно у половины. Это конкурсный процесс, раз в год наше министерство проводит конкурсы и решает, кому и сколько дать бюджетных мест.

Ясно, что у университетов, которые в первой лиге российской системы образования, бюджетных мест очень много. У тех, которые во второй, бюджетные места тоже есть. И еще есть очень много не очень понятных вузов с непонятным целеполаганием. Они в свое время, чуть ли не в 30-е годы, создавались для обслуживания конкретных отраслей. После 91-го года многие отрасли просто умерли, смысл в таких вузах пропал, но они пытаются найти для себя новые смыслы, новую миссию. Но им чаще всего бюджетные места не достаются.

Но в любом случае на сайте любого вуза по закону есть раздел для поступающих, есть раздел магистратуры — и вы сразу видите всю палитру направлений подготовки. И там мы с вами смотрим, есть ли бюджетные места, или нет. Если бюджетные места есть, то можно подать документы, даже не приезжая в Россию. Можно их отправить в электронном виде, потому что все российские вузы по закону обязаны принимать документы и в электронной форме. Ваши документы регистрируются в специальной базе данных, и вы в режиме онлайн видите свою позицию в рейтинге.

Правда, чтобы поступить в магистратуру, придется все-таки приехать — для того, чтобы сдать вступительные экзамены в традиционном классическом формате. Чаще всего это собеседование, чтобы преподаватели университета могли увидеть, насколько вы мотивированы и хотите изучать те дисциплины, которые вы выбрали. Это может быть и экзамен по языку или по истории. Так или иначе перечень экзамена и вопросы можно посмотреть на сайте учебного заведения.

Это первый путь поступления, граждане республики Беларусь конкурируют с гражданами России на общих основаниях. Но я честно хочу сказать, что с точки зрения администраций вузов у граждан Беларуси однозначный приоритет. Я открываю секрет, но этот так, в состязании с абитуриентами из Беларуси у россиян меньше шансов. Почему? Потому что наше правительство в рамках государственной политики ставит норматив: чтобы было как можно больше иностранных студентов в России. В ближайшие годы норматив таков: нужно, чтобы в вузах было до 15 процентов иностранных студентов. И тут оказывается, что гражданин Беларуси формально является иностранцем, хотя у нас и Союзное государство. Паспорт ведь не гражданина России. И в этом случае вы, граждане Беларуси, можете спокойно претендовать на бюджетные места, как и граждане Казахстана, Армении и Кыргызстана. В общем, все граждане ЕАЭС могут претендовать на бюджетные места.

Для отчетности перед правительством администрации вуза выгодно, чтобы белорусский абитуриент поступил. Это негласная преференция, но любой управленец в вузе понимает, что если одинаковые проходные балы, лучше взять иностранца и показать себя красиво в отчетности.

[Если вы все-таки не проходите на бюджетные места, есть возможность учиться и на платной основе. Но надо понимать, что сейчас в России общее настроение такое, что магистратура — это непонятно что. Если проводить социологические исследования, то мы из года в год видим, что когда у нас образовательный процесс разделили на 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры, а сверху еще и аспирантура… Так или иначе все родители хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Но 95 процентов родителей считают, что ребенок, закончив бакалавриат, высшее образование получил. Родители говорят «Аллилуйя! Моя миссия выполнена, пусть летит ребенок из гнезда и ищет себе на пропитание».

Более того, у большинства выпускников бакалавриата точно такое же мнение: отучился четыре года, хватит. Пора заниматься настоящими делами, работать.

Это проблема, которую мы видим. Во всех вузах России идет робкая давка за места в бакалавриате, и практически нет конкуренции в магистратуре даже на бюджетные места. В большинстве вузов России бюджетные места в магистратуре заполняются со скрипом. Потому что «А зачем?».

Это, на наш взгляд, недальновидно… Раньше у нас был специалитет — 5 лет. А если человек учился 3 года, а потом говорил: все, мне это надоело, то потом по жизни себе он в анкете записал фразу «незаконченное высшее». По сути, это незаконченное высшее советского разлива и было бакалавриатом.

Мы в ГАУГН считаем, что бакалавриат — это незаконченное высшее. Законченное высшее — это четыре плюс два года. И самое важное, что сейчас в России у работодателей и у госслужбы появляется понимание6 что бакалавриат — это не высшее образование. Чего-то не докрутили, не додали. И законченное высшее все больше и больше воспринимается только в связке с магистратурой. Это сказывается на квалификационных требованиях. Все чаще и чаще в вакансиях мы видим диплом магистра как обязательное требование.

В системе высшего образования то же самое. Преподавать в вузе можно, если у вас есть диплом магистра, но нельзя с дипломом бакалавра. С дипломом бакалавра нормально работать учителем в школе. Но не в системе высшего образования.

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Другие материалы в категории «Союзное государство»

Мезенцев принял участие в заседании коллегии Таможенного Комитета Союзного государства

14:26, 20 декабря

Беларусь и Россия готовятся утвердить правила работы на общем электроэнергетическом рынке

13:45, 19 декабря

Беларусь и Ленинградская область будут сотрудничать в сфере газификации

12:10, 19 декабря

Мезенцев принял участие в объединенной коллегии министерств юстиции Беларуси и России

09:51, 19 декабря