Новостные рубрики

Алексей Кубрин: нужно успокоиться и понять, куда двигаться. А успешно идти дальше мы можем только вместе

10:11, 26 августа

Фото автора

В ходе протестов в Беларуси звучал вопрос о том, нужен ли этой стране союз с Россией. Как ответить на этот вопрос? Какие плюсы дает Беларуси интеграция и какие последствия может повлечь отказ от нее? Мы обратились за комментарием к заместителю Государственного секретаря Союзного государства Алексею Кубрину.

- Алексей Александрович, такое впечатление, что многие в Беларуси не представляют, что получает страна от Союзного государства. Можно ли разложить выгоды интеграции по полочкам?

В сегодняшней ситуации в Беларуси идет переосмысление возможного пути развития государства:

- осуществлять ли определенные изменения в структуре государства и формах его управления;

- сохранить функционирование той системы управления, которая есть.

И мне кажется, что в сегодняшней ситуации вопрос о Союзном государстве становится особенно актуальным. И прежде всего потому, что экономика Беларуси очень тесно связана с экономикой России. Особенно высокотехнологичные отрасли. Допустим, мы уберем все крупные высокотехнологичные предприятия государства - это машиностроительная отрасль – Минский машиностроительный завод, Минский тракторный завод и Минский завод колесных тягачей, БелАЗ, предприятия электронной промышленности – «Интеграл», «Планар» и другие. Все эти предприятия работают в четком кооперационном взаимодействии с Россией, свертывание союзных связей нанесет им громадный урон.

Речь идет как о поставке конечного продукта в Россию из Беларуси, так и о комплектующих и технологиях, которые идут в Беларусь.

Сегодня Беларусь может гордиться тем, что два года назад вошла в состав государств, обладающих космическими технологиями. Но вопрос: смогла бы республика находиться в этом ряду без взаимодействия с "Роскосмосом"? Маловероятно.

Очевидно, что дальнейшее развитие страны возможно только при сохранении высокотехнологичных отраслей, а это без взаимодействия с Россией как минимум проблематично.

Перейти от технологий Союзного государства к Западным технологиям без соответствующих финансовых и временных затрат просто невозможно. Дело в том, что нормативно-правовая база абсолютно разная. Ведь все совместные программы, которые мы вели с начала нулевых годов, так или иначе, содержали вопросы нормативно-правовой базы. Необходимо идентифицировать и синхронизировать документы, касающиеся выпуска современной продукции. Это технические условия, ГОСТы… На Западе эта база значительно отличается от нашей.

Российская промышленность и белорусская промышленность отстроены по единому стандарту. Если в эту систему будут вноситься кардинальные изменения, то рухнет вся система взаимодействия. Перепрофилировать предприятия на те технологии, которые используются на Западе, без существенных временных и финансовых потерь невозможно в принципе. Кроме того, надо смотреть на вещи реально. Несмотря на то, что западные государства время от времени бросают ласковые взоры, Беларусь постоянно подвергается если не нападкам, то как минимум давлению. Были санкции, потом их сняли, теперь опять заговорили о них. Почему? Потому что Беларусь не идет на поводу у Запада.

Идем дальше: законодательство. Российское и белорусское законодательство синхронизировано. А белорусское и западное – нет. Да, есть отдельные международные соглашения, но могут ли они повлиять на законодательное поле в целом? Вряд ли.

Что такое Союзное государство? Это фактически локомотив развития ЕАЭС. А это уже серьезный технологический и научный проект, который в перспективе можно расширить до Юго-восточной Азии. Такие крупные геополитические проекты возможно реализовывать только с участием Союзного государства. Перспективы развития железнодорожного транспорта подразумевают создание высокоскоростной магистрали – проекта, который сейчас активно продвигает Союзное государство. Этот проект затрагивает не только Россию, Беларусь, Польшу и Германию – страны, через которые магистраль может пройти на начальном этапе. Проект может выйти и в Юго-восточную Азию, в том числе в Китай. Таким образом, расширяются возможности взаимодействия Беларуси с Китаем, а Минск и Пекин сейчас очень активно взаимодействуют. И здесь без такого транзитного партнера, как Россия, без Союзного государства все равно не обойтись.

Есть еще один транспортный проект – автомобильная магистраль «Меридиан». Это возможность увеличения автомобильного потока из Западной Европы в Юго-Восточную Азию опять же через Беларусь и Россию.

То есть, какое бы высокотехнологичное направление мы не взяли, везде есть достаточно успешное российско-белорусское сотрудничество. Например, подготовка инженерных кадров, без которых невозможно развитие современной экономики. Большое количество ребят из Беларуси учится в российских технических вузах. Стандарты обучения в наших странах весьма близки, наши специалисты ценятся во всем мире.

Такой глубокой координации и взаимодействия между академическими сообществами России и Беларуси в мире больше нет. Как нет аналога Межакадемическому совету РАН и НАН и МААН – Межакадемической ассоциации, объединяющей академии стран бывшего СССР. А без науки сейчас не может двигаться экономика ни одного государства.

В рамках программ Союзного государства – их сейчас реализуется двенадцать – были отработаны механизмы взаимодействия по всем высокотехнологичным направлениям. Если этот опыт и механизмы реализации будут приостановлены, это повлечет не только финансовые и экономические потери, но и социальные. Наоборот, нужно поддержать это взаимодействие и людей, которые работают по проектам в рамках Союзного государства.

- Один из самых масштабных проектов – Островецкая АЭС, которая вот-вот даст первую электроэнергию…

- Это особая статья. Сейчас идет загрузка ядерного топлива, в ближайшем будущем - выход станции на реальную мощность. Поменять российские ядерные технологии на западные невозможно, это хорошо видно по тому, что происходит на Украине. На месте мирового сообщества я бы скорее занялся этой темой, нежели постоянно поднимал вопрос о том, насколько безопасна БелАЭС. Белорусская станция не представляет никакой угрозы ни для кого. А вот то, что происходит на украинских атомных станциях, представляет серьезную опасность, особенно для Западной Европы. Такой проект, как БелАЭС, может развиваться только в сотрудничестве российских и белорусских специалистов.

А взаимодействие в банковской сфере! Прошла информация о том, что якобы Нацбанк Беларуси принял решение о замораживании вкладов физических лиц. Люди сразу впадают в панику, начинают изымать средства. Хотя никакой официальной информации нет и не было. К чему это приводит? Конечно, к ущербу для банковской системы, к очередному удару по экономике. Ведь вклады не лежат просто так, они вкладываются в высокотехнологические проекты. А чтобы вернуть их, приходится из этих проектов изымать. К сожалению, не всегда наши граждане способны в условиях психологического давления трезво оценивать достоверность той или иной информации.

Здравоохранение… Мы привыкли, что у нас есть медицинский туризм, россияне ездят в Беларусь, а белорусы в Россию оздоровляться. Но нельзя забывать и о фармацевтике. Есть огромный перечень лекарств, взаимно согласованных в России и Беларуси. Одни производятся в одной стране, другие – в другой. Они жизненно необходимы, это препараты для работы сердечно-сосудистой системы, от онкологических заболеваний и т.д. Если обрушить налаженные связи, нужно искать заменители. Это не быстро и очень недешево. А людям лекарства нужны сегодня.

- Многое, о чем вы говорили, от простых жителей Беларуси, скажем так, далеко. Люди могут и не ощущать плюсов от сотрудничества в той же космической сфере. Как объяснить выгоды Союзного государства лично для каждого?

- Это касается всех. Потому что интеграция наших стран помогает сохранить экономику Республики Беларусь. Чем эффективнее мы будем развивать взаимоотношения в рамках Союзного государства, тем лучше будет состояние кошельков простых граждан. И наоборот: при свертывании российско-белорусского сотрудничества урон опосредованно наносится каждому гражданину Беларуси.

Если мы разорвем наши связи в машиностроительной отрасли, большая часть того, что производится на предприятиях Беларуси, не будет иметь рынка сбыта. А значит люди потеряют рабочие места, зарплату. Будет потеряна прибыль предприятий, не будет модернизации производства, и так далее, и так далее. Может быть, кто-то думает, что поможет Запад? Насколько эффективно западные государства оснастили предприятия Украины и Прибалтики, все уже видели. Молодежь оттуда хлынула за рубеж, промышленности в этих государствах уже практически нет. Если кто-то заинтересован в таком сценарии в Беларуси, значит промышленности не будет и в этой стране.

Космические технологии сегодня – это все. Это и телекоммуникации, и навигация, и многое другое. Это передовые технологии, без которых невозможно развивать промышленность. Если есть желание обрушить и их, что ж, всегда можно прийти на уровень, на котором сейчас находится Прибалтика.

Состояние экономики, повторюсь, неминуемо сказывается на уровне жизни каждого жителя Беларуси. В этом смысле две недели такого непростого положения в стране не могли не повлиять на всех – и на тех, кто выходит на акции протеста, и на тех, кто далек от этого. Потому что в эти две недели экономические показатели республики падают. И сегодня нужно в первую очередь задуматься о том, что будет завтра, сделать все, чтобы экономика заработала в полную силу. А дальше… Если у людей есть какие-то требования, - пожалуйста, занимайтесь этим в рамках правового поля. Нужно успокоиться и понять, куда двигаться дальше. А успешно идти дальше мы можем только вместе.

Источник: Постоянный Комитет Союзного государства, автор: Владимир Демченко

Другие материалы в категории «Союзное государство»

Беларусь и Алтай обсудили сотрудничество в развитии инфраструктуры и поставках продукции

15:43, 24 декабря

Ефимов: перспектива развития автомобильного производства в Союзном государстве - высокая

14:39, 23 декабря

Мезенцев принял участие в заседании коллегии Таможенного Комитета Союзного государства

14:26, 20 декабря