Новостные рубрики

Мнение: выходом РФ из кризиса может быть переход к «белорусской» модели социально-ориентированной экономики

15:28, 8 сентября

2022-й год для российской экономики может стать самым сложным за все последние семь лет кризиса, считают представители экспертного сообщества РФ. Эксперт сопоставляет две модели экономики – российскую и белорусскую и рассуждает на тему того, что полезного можно почерпнуть из опыта братской страны.

Многие эксперты придерживаются мнения, что 2022 год для российской экономики может стать самым сложным за все последние семь лет кризиса. Это обусловлено в первую очередь тем, что большинство отраслей промышленности уже длительное время находятся в состоянии стагнации, собираемость налогов существенно снижается, долговая нагрузка, особенно на физических лиц только растет, при этом покупательная способность обедневшего за последние годы населения стремится к нулю. 

По данным ЦБ РФ, совокупный долг физических лиц уже превысил 23 триллиона рублей.  Цифра поистине гигантская и сопоставима, к примеру, с расходной частью федерального бюджета нашей страны. 

Обещанных же драйверов экономического роста, основанных на импортозамещении, на которые еще недавно многие чиновники делали ставку, так и не обнаружилось. По крайней мере, в глобальном масштабе мы все еще очень зависимы от зарубежных поставщиков практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.

 При этом самым острым вопросом, волнующим сегодня людей, является непрекращающийся рост цен на продукты питания и товары первой необходимости. С начала года по многим группам товаров он уже в несколько раз превысил темпы официальной инфляции. Попытки «заморозки цен», которые предпринимались на уровне правительства, носили точечный характер и если сдерживали рост, то незначительно.  Обещанная же предвыборная раздача денег в корне ситуацию не изменит, поскольку суммы в 10 тысяч рублей хватит, разве что на покупку необходимой продовольственной корзины для среднестатистической российской семьи, да и то на пару недель.  

Безусловно, два ключевых фактора,  усиливающих стагнацию в экономике - снижение доходов и рост цен идут «рука об руку» и это начинает напоминать пресловутые 90-е годы, когда  практически все население нашей страны просто пыталось хоть как-нибудь выжить, а правительство, в попытках нащупать «дно»,  пробивало его снова и снова  до тех пор, пока не наступил дефолт 1998 года.  

Я напомню, что тогда правительство Бориса Ельцина дискредитировало себя в глазах россиян чуть больше, чем полностью, при этом Ельцину ничего другого уже не оставалось, как согласиться на предложенный КПРФ и другими левыми политическими силами антикризисный план по созданию коалиционного правительства народного доверия. 

Всего за восемь месяцев своей работы новое правительство Примакова сумело стабилизировать ситуацию в стране, но для этого потребовалась существенная смена экономического курса: с бесконтрольного, либерально-рыночного, на плановый, с государственным регулированием стратегически важных отраслей экономики и финансового сектора. 

За счет обеспечения доступности финансовых средств, начался рост промышленности с темпом более 2% в месяц, а жесткие меры регулирования спекулятивного спроса на валютном рынке снизили уровень инфляции в несколько раз.  Многие эксперты до сих пор называют этот период «экономическим чудом», спасшим страну, стоящую на тот момент на краю пропасти.

Сегодня мы наблюдаем почти аналогичную ситуацию, когда полумеры уже не работают, а все попытки создать какой бы то ни было антикризисный план для той модели экспортно-сырьевой экономики, в которой мы живем последние тридцать лет, ни к чему не приводят. Также как не добавляет особого оптимизма и огромная социальная напряженность, накопившаяся за годы экономического кризиса в российском обществе.

Сегодня помочь российской экономике выйти из этой непростой ситуации могут только серьезные структурные изменения, направленные, в первую очередь, на создание социально ориентированной экономической модели с элементами государственного регулирования жизненно важных сфер.

 В этом плане очень показателен опыт Республики Беларусь, где сумели сохранить все лучшие методы управления, взятые из советского периода, при этом добавив рыночные механизмы там, где необходимо было создать конкурентную среду и широкий ассортимент товаров и услуг.

Эффективность белорусской модели доказывает и тот факт, что даже в период продолжающейся пандемии и очень жестких по масштабам белорусской экономики  западных санкций, страна продолжает показывать устойчивый рост ВВП, который за первую половину 2021 года составил 3,3%. Причем на предприятия государственного сектора приходится примерно его половина, что является вполне характерным показателем для стран с устойчивой тенденцией экономического развития, таких как, к примеру, Китай. 

При этом всем в Республике Беларусь социальные расходы в пропорции к ВВП почти в два раза выше, чем сегодня в России и сохранены в полном объеме и бесплатная медицина, и образование, что серьезным образом отражается на уровне социальной защищенности населения. 

В заключении приведу цитату, сказанную Александром Лукашенко совсем недавно, во время его большой пресс-конференции: «Мы в хорошем смысле социалистическая страна, где нет такого дикого наплыва частного капитала, мы проводим социально взвешенную политику и у нас около 50% государственного бюджета уходит на образование, здравоохранение и социальные нужды».

Алексей Шляков, специально для soyuz.by

Другие материалы в категории «Мнение»

Бакей: Сотрудничество Беларуси и России всегда характеризовалось высоким уровнем интеграции и кооперации в промышленной сфере

16:20, 27 ноября

Богдан: все мероприятия Союзного государства ориентированы на молодое поколение

12:34, 20 ноября

Директор "Мосфильма": кинематографисты Беларуси должны иметь возможность финансирования в России

16:33, 1 ноября

Щеткина: Союзное государство всегда выступает за правду, за сохранение истории

09:00, 23 октября